Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Настоящее определение приведено в законе "Об информации информатизации и защите
информации".
Понятно, что документы и массивы информации, о которых говорится
в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены
знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные
ресурсы - это знания, подготовленные людьми и зафиксированные на материальном
носителе.
Начало развития рынка информационных услуг приходится на 60-е годы.
В то время поставщиками услуг являлись: информационные службы академических,
профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений,
учебных заведений. А основными потребителями - ученые и специалисты в области
науки и техники.
Параллельно с рынком информационных услуг начал
формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
В
середине 60-х годов основным видом информационных услуг стали базы данных,
которые содержали различные массивы информации по всевозможным темам.
В
середине 70-х годов появилась первая глобальная сеть передачи данных.
Соответственно стал развиваться новый вид информационных услуг - поиск
информации на удаленных серверах, в удаленных базах данных. 80-х годов
информационная индустрия приобретает все большее влияние на экономическую и
социальную жизнь общества.
Для того чтобы использовать информационные ресурсы, нам
необходимо знать, где они находятся или как их можно найти, сколько они стоят,
кто ими владеет, насколько они доступны и т. п. Для этого существует рынок
информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг -
это система экономических, правовых и организационных отношений в сфере торговли
продуктами интеллектуального труда.
Как любой другой, информационный рынок
имеет свои особенности - это специфичный товар со своими механизмами и условиями
продажи. В качестве товара здесь выступают информационные системы, технологии,
патенты и лицензии, ноу-хау, товарные знаки, различного рода информация и прочие
виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для
информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они
интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и
отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных
услуг.
Стремительному увеличению объемов продажи информационной продукции
способствовали широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной
техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным
каналам связи и информационным сетям. В первые годы внедрения компьютеров почти
вся обработка велась на местах в вычислительных центрах. Пользователи отдаленных
районов не могли получать информацию от компьютеров оперативно. Соединение
терминалов с компьютерами каналами связи, а также широкое распространение
персональных компьютеров позволило удаленным пользователям получать
информационные услуги, находясь на значительном расстоянии от поставщиков
информации.
С развитием информационных технологий появились новые
возможности. Это, в первую очередь:
1) доступ к удаленным базам данных;
2)
распределенная обработка информации;
3) электронная почта;
4)
видеоконференции.
В настоящее время рынок информационных услуг представляет
собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по
продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и
потребителями. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут
быть:
центры, где создаются и хранятся базы данных;
центры, распределяющие
информацию на основе разных баз данных;
службы телекоммуникации и передачи
данных;
специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере
деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые
фирмы, банки, биржи;
коммерческие фирмы;
информационные
брокеры;
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные
юридические и физические лица, решающие определенные задачи.
Основными компонентами рынка информационных услуг являются:
техническая составляющая - развивающиеся информационные
технологии;
нормативно-правовая составляющая - юридические документы,
обеспечивающие правовые нормы на информационном рынке. Среди них могут быть
названы:
закон "Об информации, информатизации и защите информации";
закон
"Об авторском праве и смежных правах";
закон "О правовой охране программ для
ЭВМ и баз данных";
закон "О правовой охране топологий интегральных
схем".
информационная составляющая - информационно-поисковые системы,
помогающие ориентироваться в огромных массивах информации;
организационная
составляющая - методы государственного регулирования взаимодействия
производителей и распространителей информационных продуктов и
услуг.
Инфраструктура информационного рынка - это совокупность секторов,
каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих
однородные информационные продукты и услуги.
В последние годы сформировалось
следующее представление инфраструктуры информационного
рынка:
научно-техническая продукция в виде проектных, технологических,
методических разработок по разным отраслям;
объекты художественной культуры в
виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
услуги образования - все виды
обучения;
управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная
информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные
сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
бытовая информация:
сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке
труда.
В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерных
для информационного общества:
технический - это вся аппаратно-техническая
база информатики;
программный - это все программные продукты
информатики;
коммуникационный - это все виды компьютерных сетей и их
возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной
связи.
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и
услуг.
деловая информация;
информация для специалистов;
потребительская
информация;
услуги образования;
обеспечивающие информационные системы и
средства.
Деловая информация
Данный сектор состоит из следующих
частей:
биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные
курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками
являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские
компании, банки;
статистическая информация - ряды фактических данных и
прогнозы социально-экономического и демографического характера. Поставщиками
являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
коммерческая
информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их
продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях,
деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются
специальные информационные службы.
Информация для специалистов
Содержит следующие
части:
профессиональная информация - специальные данные и информация для
юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов
и т. д.;
научно-техническая информация - документальная, библиографическая,
реферативная, справочная информация в области естественных, технических,
общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой
деятельности;
доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам
информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения
первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных
формах.
Потребительская информация
Сектор потребительской информации
включает разделы:
новости и литература - информация служб новостей и агентств
прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
потребительская
информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах,
заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.;
развлекательная
информация - игры, телетекст, видеотекст.
Услуги образования
Данный сектор включает все формы и ступени
образования: дошкольное, школьное, специальное, среднее профессиональное,
высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может
быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические
разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и
контролирующие системы, методики обучения и пр. (рис. 12.4).
Обеспечивающие информационные системы и средства
Сектор
обеспечивающих информационных систем содержит части:
программные продукты -
программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного
пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей
ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в
конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими
методами и др.;
технические средства - компьютеры, телекоммуникационное
оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
разработка
и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в
целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных
моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение
баз данных;
консультирование по различным аспектам информационной индустрии -
какую информационную технику приобретать, какое программное обеспечение
необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная
система, и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать
свою деятельность и т. д.;
подготовка источников информации - создание баз
данных по заданной теме, области, явлению и т. п.
Рис. 12.4. Секторы информационного рынка
В каждом
секторе может быть организован любой вид доступа:
непосредственный - к
хранилищу информации на бумажных носителях;
дистанционный - к удаленным или
находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный
рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры,
существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных
продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но
и производство.
Среди фирм, занимающихся производством и торговлей
информационными продуктами, могут быть названы:
Lexis-Nexis;
Bell &
Howell Information and Learning;
Dow Johns.
Дадим краткую характеристику
услуг, предоставляемых первыми двумя фирмами. Информацию о деятельности
заинтересованный читатель может найти на ее сайте по адресу
www.dowjons.com.
Lexis-Nexis
Основные характеристики фирмы
Lexis-Nexis:
объем базы данных около 23 Тбайт - это более одного миллиарда
документов;
18600 информационных источников. Свыше 13 600 полнотекстовых
источников информации, включая крупнейшие журналы и газеты (New York Times,
Washington Post, Newsweek, Financial Times и др.);
более 140 информационных
агентств (CNN, Agence France Presse, Associated Press, Bloomberg, Business Wire,
ITAR-TASS, UPI, Economist Intelligence Unit, Sports Wires);
данные о десятках
миллионов компаний во всем мире - базы Dun&Bradstreet, Standard&Poor,
Disclosure, Hoppenstedt, Credireform и др.;
финансовые отчеты компаний и
информация о рынках во всем мире - Inve-stext, Market Research Reports,
Predicast, ABI/Inform, ICC, UMI, Country Forecasts, Market Insight и
др.;
законодательство, судебные дела, договоры, юридическая информация по
различным странам и регионам (США, страны ЕС, Канада, Китай, Россия и
пр.).
Распределение баз данных по тематике:
10% - потребительский
рынок;
12% - законодательство;
19% - наука и техника;
26% -
другие;
33%-бизнес.
На рис. 12.5 представлена Web-страничка
Lexis-Nexis.
Рис. 12.5 Lexis-Nexis
UMI и Bell & Howell Information and Learning
Более 50 лет UMI
(University of Microfilm International) обеспечивает библиотеки многих стран
мира материалами. Применяя новейшие информационные технологии, она удовлетворяет
информационные запросы различных организаций, предлагая широкий спектр
традиционных и электронных продуктов и услуг:
реферативные и полнотекстовые
базы данных на CD-ROM;
диссертации. UMI дает возможность обеспечить тезисами
и диссертациями, выносившимися на обсуждение практически во всех университетах
Северной Америки. Любую из диссертаций можно получить, приобретя ксерокопию,
микроафишу или фильм;
сериальные издания на микрофильмах. UMI начала
использовать микрофильмы в 1938 году, собрав с тех пор 18000 названий
периодических изданий и 7000 газет, включая многие такие, которые недоступны из
других источников;
репринтные издания;
собрания
исследований.
Реферативные и полнотекстовые базы данных на CD-ROM включают в
себя:
базы данных, содержащие указатели и рефераты статей:
ABI/INFORM
Ondisc - основные периодические издания по бизнесу и проблемам
управления;
INSPEC Ondisc - реферативная база данных по физике, электронике и
компьютерным технологиям;
Periodical Abstracts Ondisc - охватывает основные
реферативные издания по всем направлениям, включая социальные и гуманитарные
науки, бизнес, общеобразовательные дисциплины, спорт;
полнотекстовые базы
данных, содержащие не только указатели и рефераты статей, но и полный их
текст:
BusinessLink - полнотекстовая база данных основных 100 журналов по
бизнесу и промышленности; Newspapers - тексты наиболее популярных американских
газет;
базы данных, содержащие графику, включают указатели и рефераты статей,
а также полное изображение журнальной статьи вместе с иллюстративными
материалами:
Business Periodicals Ondisk - обширный спектр журналов по
бизнесу и проблемам управления, содержащие точные копии журнальных
статей;
Social Sciences Ondisk - электронные копии статей из 200 наименований
по разделу "Социальные науки";
General Periodicals Ondisk - электронные копии
большого числа реферативных журналов по 5 основным направлениям: социальные и
гуманитарные науки, бизнес и общеобразовательные дисциплины.
Рис. 12.6. Вид сайта Bell & Howell (www.umi.com)
UMI располагает коллекцией из более 500 собраний исследований, каждое из
которых содержит исторические справочные материалы о знаменитых ученых и
событиях почти по каждому направлению академических исследований.
UMI
обеспечивает доставку материалов. Этим занимается отдел компании UMI InfoStore.
Коллекция периодических изданий UMI InfoStore охватывает все направления науки,
техники, бизнеса и содержит большое количество журналов другой тематики. Любой
документ из этого хранилища может быть извлечен за 24 часа и доставлен.
К
настоящему моменту UMI объединилась с информационной компанией Bell &
Howell. Web-страничка данной фирмы представлена на рис. 12.6.