Под IP-телефонией понимается технология, позволяющая использовать Интернет или любую
другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения телефонных разговоров и
передачи факсов в режиме реального времени. Существует техническая возможность
оцифровать звук или факсимильное сообщение и переслать его аналогично тому, как
пересылаются цифровые данные. И в этом смысле IP-телефония использует Интернет
(или любую другую IP-сеть) для пересылки голосовых или факсимильных сообщений
между двумя пользователями компьютера в режиме реального времени.
Общий
принцип действия телефонных серверов IP-телефонии таков: с одной стороны, сервер
связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С
другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым компьютером
в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если
он исходно не цифровой), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет
через Интернет по назначению с использованием протокола TCP/IP. Для пакетов,
приходящих из Сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция
происходит в обратном порядке. Обе составляющие операции (вход сигнала в
телефонную сеть и его выход из телефонной сети) происходят в режиме реального
времени.
Для того чтобы осуществить связь с помощью телефонных серверов,
организация или оператор услуги должны иметь серверы в тех местах, куда и откуда
планируются звонки. Стоимость такой связи на порядок меньше стоимости
телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Особенно велика эта разница для
международных переговоров.
Принципиально другим решением является применение пиринговых (peer2peer, p2p) сетей. Последние представляют собой сетевые структуры без выделенного сервера, где осуществляется связь каждого с каждым путем придания свойств каждому элементу сети как сервера, так и клиента. Таким образом передача осуществляется напрямую между участниками. Примером может служить система интернет телефонии Skype.