Содержание:
Обзор
Добавление новых объектов
в VCL Заготовка для нового компонента
Соглашения по наименованиям
Выбор предка
Пример создания компонента
ex27.zip
Обзор
Поскольку Delphi является
открытой средой и позволяет не только использовать объекты из Библиотеки
Визуальных Компонент (VCL) в своей
программе, но и создавать новые объекты. Причем, ничего другого, кроме
Delphi, для этого не требуется. Создание
нового объекта в Delphi не является
очень сложной задачей, хотя для этого и требуется знание Windows
API, объектно-ориентированного программирования
и иерархии классов в VCL.
Может возникнуть вопрос;
если в Delphi уже есть своя библиотека,
то зачем еще создавать какие-то объекты?
Ответ прост: нельзя создать библиотеку на все случаи жизни и на все вкусы.
Новые компоненты, во-первых, позволяют расширить область применения Delphi:
например, с помощью библиотек объектов третьих
фирм разрабатывать приложения для работы в Internet.
Во-вторых, позволяют дополнить или настроить для себя имеющиеся в VCL
объекты (например, переопределить значения
свойств, устанавливаемые по умолчанию).
Добавление новых объектов
в VCL
Предположим, что у вас
появился уже готовый компонент. Как его добавить в VCL? Для
этого выберите пункт меню Options|Install Components… Появится
диалог, как на рис.1
Рис.A:
Диалог установки нового компонента
Нажмите “Add” и укажите
модуль, содержащий процедуру регистрации, нажмите “OK” и
после успешной перекомпиляции новый объект появится в палитре.
Заготовка для нового компонента
В среде Delphi есть
специальный эксперт, создающий заготовку для нового компонента. Вызвать
его можно в пункте меню File|New Component… (см
рис.2)
Рис.B:
Эксперт для создания нового компонента
В диалоге нужно указать имя нового класса (например, TMyButton),
предка класса (TButton) и
страницу палитры, куда поместить новый компонент (Samples).
Если нажать “OK”, то эксперт создаст
модуль - заготовку для нового компонента:
Модуль содержит декларацию
нового класса и процедуру его регистрации в Палитре Компонент. В процедуре
RegisterComponents первый параметр
- имя страницы (можно указать свое имя - появится новая страница); второй
параметр - множество объектов для регистрации.
Теперь модуль нужно сохранить
под новым именем (например, NEW_BTN.PAS)
и приступить к дописыванию новых свойств и методов. После того, как эта
работа закончена и новый компонент отлажен, можно добавить его в Палитру
(см. предыдущую главу). Но перед этим желательно создать файл ресурсов,
в котором будет лежать пиктограмма для представления данного объекта в
Палитре Компонент. Файл ресурсов можно создать с помощью программы
Resource Workshop, называться он должен точно
так же, как модуль регистрации компонента и иметь расширение .DCR
(т.е., если объект регистрируется в модуле
NEW_BTN.PAS, то тогда имя файла ресурсов
будет NEW_BTN.DCR). В файле ресурсов
должен находиться ресурс типа BITMAP - картинка
размером 28x28 точки (можно меньше),
название картинки должно совпадать с именем класса (в нашем случае TMYBUTTON).
Соглашения по наименованиям
Если вы рассматривали исходные тексты VCL,
то могли видеть, что они следуют нескольким простым соглашениям при определении
новых классов. Delphi этого не требует,
имена методов, свойств и т.п. могут быть любыми, компилятору это безразлично.
Но если следовать этим соглашениям, то разработка новых компонентов и чтение
исходных текстов станет существенно проще.
Итак:
Все декларации типов начинаются
на букву T. Еще раз, Delphi
не требует этого, но это делает очевидным,
что "TEdit", например, есть определение
типа, а не переменная или поле класса.
Имена свойствам нужно давать
легко читаемые и информативные. Нужно помнить, что пользователь будет их
видеть в Инспекторе Объектов. И имя вроде "TextOrientation" много
удобнее, нежели "TxtOr". То же самое
относится к методам. Методы, доступные пользователю, должны иметь удобные
названия.
При создании свойств типа Event,
имя такого свойства должно начинаться с “On” (например,
OnClick, OnCreate и т.д.).
Имя метода для чтения свойства
должен начинаться со слова “Get”. Например,
метод GetStyle должен выполнять чтение
для свойства Style.
Имя метода для записи свойства
должен начинаться со слова “Set”. Например,
метод SetStyle должен выполнять запись
в свойство Style.
Внутреннее поле для хранения
данных свойства должно носить имя, начинающееся с буквы “F”. Например,
свойство Handle могло бы храниться
в поле FHandle.
Конечно же, есть исключения
из правил. Иногда бывает удобнее их нарушить, например, класс TTable
имеет свойства типа Event,
которые называются BeforePost, AfterPost и
т.п.
Выбор предка
Прежде, чем приступить к написанию
кода, нужно определиться, хотя бы приблизительно, что за компонент вы собираетесь
делать. Далее, исходя из его предполагаемых свойств, определите класс-предок.
В VCL имеется несколько базовых классов,
рекомендуемых для наследования:
TObject - Можно использовать
в качестве предка, если с этим компонентом не нужно работать во время дизайна.
Это может быть, например, класс, содержащий значения переменных среды (environment)
или класс для работы с INI файлами.
TComponent - Отправная
точка для многих невидимых компонент. Данный класс обладает встроенной
возможностью сохранять/считывать себя
в потоке во время дизайна.
TGraphicControl - Используйте
этот класс для создания видимых компонент, которым не нужен handle.
Такие компоненты рисуют прямо на своей поверхности и требуют мало ресурсов
Windows.
TWinControl - Базовый
класс для компонент, которые имеют окно. Данное окно имеет свой handle,
его используют при доступе к возможностям Windows через
API.
TCustomControl - Потомок
TWinControl, вводит понятие канвы (Canvas)
и метод Paint() для
лучшего контроля за прорисовкой компонента. Именно этот класс используется
в качестве базового для построения большинства видимых компонент, имеющих
оконный handle.
TXxxxx - Класс вроде
TEdit или TButton.
Используются с целью доопределения их свойств и методов или переопределения
значения свойств, принимаемых по умолчанию.
Пример создания компонента
Для примера создадим новый класс,
мутант TButton, в котором изменим значение
по умолчанию свойства ShowHint на True
и добавим новое свойство - счетчик нажатий
на кнопку. Заготовка модуля для создания нового компонента уже есть (см.
пункт Заготовка для нового компонента). Теперь исходный текст выглядит
так:
Для того, чтобы переопределить
начальное значение свойства при создании объекта, нужно переписать конструктор
Create, в котором и присвоить
этому свойству нужное значение (не забыв перед этим вызвать конструктор
предка).
Новое свойство для подсчета
нажатий на клавишу называется ClickCount. Его
внутреннее поле для сохранения значения - FClickCount
имеет тип Longint, емкости поля хватит
надолго.
Знаете ли Вы, что абстракция - это процесс изменения уровня детализации программы. Когда мы абстрагируемся от проблемы, мы предполагаем игнорирование ряда подробностей с тем, чтобы свести задачу к более простой.