Ошибки, которые могут
быть в программе, принято делить на три группы:
Синтаксические ошибки,
их также называют ошибками времени компиляции (Compile-time error), наиболее
легко устранимы. Их обнаруживает компилятор, а программисту остается только
внести изменения в текст программы и выполнить повторную компиляцию.
Ошибки времени выполнения,
в Delphi они называются исключениями (exception), тоже, как правило, легко устранимы.
Они обычно проявляются уже при первых запусках программы и во время тестирования.
При возникновении ошибки
в программе, запущенной из Delphi, среда разработки прерывает работу программы,
о чем свидетельствует заключенное в скобки слово Stopped в заголовке
главного окна Delphi, и на экране появляется диалоговое окно, которое содержит
сообщение об ошибке и информацию о типе (классе) ошибки. На рис. 13.1 приведен
пример сообщения об ошибке, возникающей при попытке открыть несуществующий файл.
После возникновения
ошибки программист может либо прервать выполнение программы, для этого надо
из меню Run выбрать команду Program Reset, либо продолжить ее
выполнение, например, по шагам (для этого из меню
Run надо выбрать команду Step), наблюдая результат выполнения
каждой инструкции.
Рис. 13.1. Сообщение
об ошибке при запуске программы из Delphi
Если программа запущена
из Windows, то при возникновении ошибки на экране также появляется сообщение
об ошибке, но тип ошибки (исключения) в сообщении не указывается (рис. 13.2).
После щелчка на кнопке ОК программа, в которой проявилась ошибка, продолжает
(если сможет) работу.
Рис. 13.2. Сообщение
об ошибке при запуске программы из Windows
С алгоритмическими ошибками дело обстоит иначе. Компиляция программы, в которой есть алгоритмическая ошибка, завершается успешно. При пробных запусках программа ведет себя нормально, однако при анализе результата выясняется, что он неверный. Для того чтобы устранить алгоритмическую ошибку," приходится анализировать алгоритм, вручную "прокручивать" его выполнение.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.