Блок try..except

Для реакции на конкретный тип ситуации применяется блок try..except. Синтаксис его следующий:

try

<Оператор>

 <Оператор>

...

except

on EExceptionl do < Оператор обработки ИС типа EExceptionl >;

on EException2 do < Оператор >;

...

else { }

<0ператор> {обработчик прочих ИС}

  end;

Выполнение блока начинается с секции try. При отсутствии исключительных ситуаций только она и выполняется. Секция except получает управление в случае возникновения ИС. После обработки происходит выход из защищенного блока, и управление обратно в секцию try не передается; выполняются операторы, стоящие после end.

Если вы хотите обработать любую ИС одинаково, независимо от ее класса, вы можете писать код прямо между операторами except и end. Но если обработка отличается, здесь можно применять набор директив on. .do, определяющих реакцию приложения на определенную ситуацию. Каждая директива связывает ситуацию (on...), заданную своим именем класса, с группой операторов (do...).

U := 220.0; 

R := 0;

 try

I := U / R; 

except

on EZeroDivide do MessageBox('Короткое замыкание!');

  end;

В этом примере замена if. .then на try. .except, может быть, не дала очевидной экономии кода. Однако если при решении, допустим, вычислительной задачи проверять на возможное деление на ноль приходится не один, а множество раз, то выигрыш от нового подхода неоспорим — достаточно одного блока try. .except на все вычисления.

При возникновении ИС директивы просматриваются последовательно, в порядке их описания. Каждый тип исключительной ситуации, описанный после ключевого слова on, обрабатывается именно этим блоком: только то, что предусмотрено в нем, и будет являться реакцией на данную ситуацию.

Если при этом обработчик родительского класса стоит перед дочерним, последний никогда не получит управления.

try

i:=l;j:=0;

  k:=i div j;

...

except

on EIntError do ShowMessage('IntError');

 on EDivByZero do ShowMessage('DivByZero'); 

end;

В этом примере, хотя в действительности будет иметь место деление на ноль (EDivByZero), вы увидите сообщение, соответствующее родительскому классу EintError. Но стоит поменять две конструкции on. .do местами, и все придет в норму.

Если возникла ситуация, не определенная ни в одной из директив, выполняются те операторы, которые стоят после else. Если и их нет, то ИС считается не обработанной и будет передана на следующий уровень обработки. Этим следующим уровнем может быть другой оператор try..except, который содержит в себе данный блок.

Примечание 

Мы детально обсудили, что и как помещают в блок try. .except. Но в ряде случаев можно... не размещать там ничего. Пустой блок применяют, когда хотят просто проигнорировать возникновение некоторых ситуаций. Скажем, у вас в программе предусмотрена некая обработка данных, которая может завершиться неудачно, но это не повлияет на дальнейшую работу, и пользователь может об этом не знать. В этой ситуации вполне уместно изолировать ее в пустом блоке try..except. Важно только не поместить туда больше кода, чем нужно — иначе "с водой можно выплеснуть и ребенка".

Если вы не предусмотрели блоков обработки ИС в своем коде, это не должно привести к аварийному завершению всего приложения. Все места в VCL, где управление передается коду разработчика (в том числе, конечно, все обработчики событий всех компонентов), заключены в такие блоки. Но, увы, в Borland не знают о конкретных проблемах вашей программы, и максимум, что они могут сделать для вас, — это проинформировать о типе и месте возникновения ИС. Стандартная обработка подразумевает вывод на экран панели текстового сообщения (из свойства Exception.Message) с указанием типа ошибки. Можно получить и развернутую информацию с именем модуля и адреса, где она имела место (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Типовое окно сообщения об ошибке Для этого нужно вызвать процедуру

procedure ShowException(ExceptObject: TObject; ExceptAddr: Pointer);

имеющуюся в модуле SYSUTILS.PAS.

Если предусмотренной вами обработки ИС недостаточно, то можно продолжить ее дальше программно при помощи оператора raise.

Этот оператор уже встречался нам при описании создания пользовательских ИС. Там за ним следовал вызов конструктора ИС. Здесь же конструктор опущен: возбуждаться будет уже существующий объект ИС, приведший нас в блок:

...

sl:= TStringList. Create;

try

s1.LoadFromFile(AFileName); 

except

sl.Free; 

raise;

 end;

...

В этом примере в случае возникновения исключительной ситуации созданный список строк должен быть уничтожен. Сама же обработка предоставляется "вышестоящим инстанциям".

 


Знаете ли Вы, что примитивные конструкторы - это операции, которые создают объекты, соответствующего им типа, не используя никаких объектов в качестве аргументов. Примером такой операции является создание пустого списка.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution