![]() |
![]() |
![]() |
Класс
TBitmap
Класс TBitmap является основой растровой графики в Delphi. В первых версиях среды этот класс соответствовал битовой карте, зависимой от устройства (Device Dependent Bitmap, DDB). Этот формат хорош для деловой графики — отображения небольших картинок с малой глубиной цвета, например, на кнопках. Формат DDB появился во времена первых версий Windows, когда еще не было графических ускорителей и кое-где еще помнили о EGA. Поэтому и форматы хранения были привязаны к определенным видеорежимам.
Со временем аппаратура совершенствовалась, росло и количество поддерживаемых видеорежимов. Появились режимы High Color (15—16 бит на точку) и True Color (24 бита на точку). Все это привело к тому, что картинка стала храниться в аппаратно-независимом формате (Device Independent Bitmap, DIB), а проблемы ее быстрого отображения легли на аппаратуру и драйверы.
За формат битовой карты — DIB или DDB — отвечает свойство:
type TBitraapHandleType = (bmDIB, bmDDB);
property HandleType: TBitmapHandleType;
По умолчанию устанавливается режим bmDIB. Впрочем, можно заставить приложение, написанное на Delphi, вернуться к старому типу. Для этого нужно установить глобальную переменную DOBsOnly (модуль GRAPHICS.PAS) в значение True. Впрочем, необходимость этого сомнительна. Все новые видеокарты и драйверы к ним, а также графические интерфейсы (такие, как DirectX) оптимизированы для использования DIB.
Желаемую глубину цвета битовой карты можно узнать и переустановить, меняя значение свойства:
TPixelFormat = (pfDevice, pflbit, pf4bit, pfSbit, pflSbit, pf!6bit, pf24bit, pf32bit, pfCustom);
property PixelFormat: TPixelFormat;
Режим pfDevice соответствует битовой карте DDB. Глубина цвета в 1, 4 и 8 бит на пиксел — традиционная и предусматривает наличие у изображения палитры. Другие режимы заботятся о хранении непосредственных яркостей точек в каждом из трех основных цветов — красном (R), зеленом (G) и синем (В). Разрядность 15 бит соответствует распределению бит 5-5-5 (RGB555), 16 бит - RGB 565, 24 бит - RGB888. Режим 32 бит похож на 24-битный, но в нем дополнительно добавлен четвертый канат (альфа-канал), содержащий дополнительную информацию о прозрачности каждой точки. Режим pfCustom предназначен для реализации программистом собственных графических конструкций. В стандартном классе TBitmap установка свойства PixelFormat в режим pfCustom приведет к ошибке — поэтому использовать его нужно только в написанных вами потомках TBitmap.
Битовая карта является одним из видов ресурсов. Естественно, что класс TBitmap поддерживает загрузку из ресурсов приложения:
procedure LoadFromResourcelD(Instance: THandle; ResID: Integer);
procedure LoadFromResourceName(Instance: THandle; const ResName: string);
Здесь instance — это глобальная переменная модуля System, хранящая уникальный идентификатор запущенной копии приложения (или динамической библиотеки).
Канва битовой карты доступна через свойство:
property Canvas: TCanvas;
С ее помощью можно рисовать на поверхности растрового изображения. Обратите внимание, что никакие другие потомки TGraphic канвы не имеют.
Дескрипторы битовой карты и ее палитры доступны как свойства:
property Handle: HBITMAP;
property Palette: HPALETTE;
Имея дело с классом TBitmap, учитывайте, что принцип "один объект — один дескриптор" из-за наличия механизма кэширования неверен. Два метода:
function ReleaseHandle: HBITMAP;
function ReleasePalette: HPALETTE;
возвращают дескрипторы битовой карты и палитры соответственно, а после этого обнуляют дескрипторы, т. е. как бы "отдают" их пользователю.
При любом внешнем обращении к дескриптору битовой карты и любой попытке рисовать на ее канве разделение одной картинки несколькими объектами прерывается, и объект получает собственную копию содержимого дескриптора. Для этого есть методы:
Битовая карта может быть монохромной и цветной, что определено свойством:
property Monochrome: Boolean;
Значение True соответствует монохромной битовой карте. При его изменении происходит преобразование содержимого к требуемому виду.
За прозрачность битовой карты отвечают следующие свойства:
property TransparentColor: TColor;
type TTransparentMode = (tmAuto, tmFixed);
property TransparentMode: TTransparentMode;
Если свойство TransparentMode установлено в режим tmAuto, то за прозрачный (фоновый) принимается цвет верхнего левого пиксела. В противном случае этот цвет берется из свойства Transparentcolor.
Битовая карта может использоваться в качестве маски для других битовых карт. В этом случае она превращается в двухцветную, где в белый цвет окрашиваются точки фона (см. свойство Transparentcolor), а в черный — все остальные. Для поддержки этого режима служат следующие методы и свойства:
procedure Mask(Transparentcoior: TColor);
property MaskHandle: HBitmap;
function ReleaseMaskHandle: HBitmap;
Наконец, последним по счету будет рассмотрено очень важное свойство битовой карты TBitmap. Если формат ее хранения — DIB, то есть возможность получить доступ к данным самой битовой карты:
property ScanLine[Row: Integer]: Pointer;
Это свойство представляет собой массив указателей на строки с данными битовой карты. Параметр ROW содержит номер строки. Следует помнить, что в большинстве случаев строки в битовой карте упорядочены в памяти снизу вверх и фактически первой после заголовка хранится нижняя строка. Код, возвращающий значение свойства ScanLine, это учитывает; поэтому не удивляйтесь, если с ростом параметра ROW значение свойства уменьшается.
Внутри строки данные упорядочены в соответствии с форматом (pixelFormat). Для формата pfsbit все просто — каждый байт в строке соответствует одному пикселу. Для форматов pfisbit и pfiebit пикселу соответствуют два байта (в этих 16 битах упакованы данные о трех каналах), pf24bit — три байта (по байту на канал).
Примерно так может выглядеть обработчик события onMouseMove, выводящий на панель состояния информацию о яркости в данной точке (подразумевается, что формат битовой карты — 8 или 24 бита):
procedure TMainForm.ImagelMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState;
X, Y: Integer);
begin
if not Assigned(Imagel. Picture.Bitmap) then Exit;
with Imagel.Picture.Bitmap,
do case PixelFormat of
pfSbit: Statusbarl.SimpleText := Format('x: %d y: %d b: %d',[x, y, pByteArray(ScanLine[у])^[x] ]);
pf24bit: Statusbarl.SimpleText := Format('x: %d y: %d R: %d,G: %d, B: %d',
[x,y, pByteArray(ScanLine[y])л[3*х], pByteArray(ScanLine[у])^[ 3*x+l], pByteArray(ScanLine[у])^[ 3*х+2]]);
end;
Само значение свойства ScanLine изменить нельзя (оно доступно только для чтения). Но можно изменить данные, на которые оно указывает. Вот так можно получить негатив 24-битной картинки:
Var line : pByteArray;
For i:=0 to Imagel.Picture.Bitmap.Height — 1 do
Begin
Line := Imagel.Picture.Bitmap.ScanLine[i];
For j:=0 to Imagel.Picture.Bitmap.Width * 3 - 1 do
Line^[j] := 255 - Line^[j];
End;
Если вы хотите решать более серьезные задачи — на уровне профессиональных средств — на помощь может прийти библиотека обработки изображений фирмы Intel (Intel Image Processing Library). Этот набор инструментов позволяет разработчику включать в программы алгоритмы обработки изображений, написанные и оптимизированные специально для процессоров фирмы Intel. Библиотека является свободно распространяемой, и последняя ее версия располагается на Web-сайте фирмы. Интерфейсы к функциям библиотеки для Delphi разработаны авторами этой книги и вместе с примерами находятся на прилагаемой к книге дискете.
Примечание
В Delphi можно столкнуться с "тезкой" рассматриваемого объекта — структурой TBitmap, описанной в файле WINDOWS.PAS. Поскольку обе они относятся к одной и той же предметной области, часто возникают коллизии, приводящие к ошибкам. Напомним, чтобы отличить структуры-синонимы, следует использовать имя модуля, в котором они описаны. Поэтому если в вашей программе есть модули Windows и Graphics, то описывайте и употребляйте типы Windows.TBitmap И Graphics.TBitmap.
В состав Windows входят карточные игры (точнее, пасьянсы), которые черпают ресурсы из динамической библиотеки cards.dll. Если вы откроете эту библиотеку в редакторе ресурсов, то увидите там изображения всех пятидесяти двух карт и десятка вариантов их рубашек (оборотных сторон). Используем эту возможность для рисования карт. Так загружается битовая карта для рубашки:
var CardsDll : THandle;
BackBitmap : Graphics.TBitmap;
initialization
CardsDll := LoadLibraryEx('cards.dll',0, LOAD_LIBRARY__AS_DATAFILE) ;
BackBitmap := Graphics.TBitmap.Create;
BackBitmap.LoadFromResourcelD(CardsDll, 64) ;
finalization
BackBitmap.Free;
FreeLibrary(CardsDll);
end.
Примечание
В Windows 95/98 эта динамическая библиотека — 16-разрядная, и работать так, как описано, не будет. Используйте библиотеку Cards.dll из состава Windows NT, 2000.
Аналогичным образом можно загрузить битовые карты для всей колоды. При показе карты, в зависимости от того, открыта она или закрыта, отрисовывается один из объектов TBitmap:
if Known then // карта открыта
Canvas.StretchDraw(ClientRect, FaceBitmap)
else
Canvas.StretchDraw(ClientRect,BackBitmap)
end;
![]() |
![]() |
![]() |
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |