ТЕХНОЛОГИИ
ЭКОЛОГИЧНЫЙ ВЫХЛОП
Настоящая заметка является реакцией на возрастающую в обществе активность по оздоровлению атмосферы городов. Одним из источников загрязнения указываются автобусы на дизельных ДВС. Странность ситуации в том, что работа по этой проблеме ведётся на уровне СТО. Автору этих строк известен лишь один "Автосервис Смирнов", ТОО "Автолэнд" (г. Алматы, ул. Байзакова, уг. ул. Раимбека), который экспериментирует, ищет и что-то пытается сделать. Но, насколько его хватит? В своё время эти вопросы решались в специализированном КазНИИПИАТе ("Лаборатория топливной экономичности" (зав.лаб. к.т.н. Низовкин В.М., с.н.с. Балаян Т.), "Лаборатория газодизельных автомобилей" (зав. отд. Ульрих Г.А., с.н.с. Титов Ю.П., с.н.с. Богданчиков А.)). И там были свои наработки, была наука. Теперь предлагается обойтись без этого. Ну, что ж, попробуем. На рассмотрение автомобильного сообщества уже предлагались ("ЕИ" № 2. 2009.) проверенные практикой технические решения по устранению причин неполного сгорания в бензиновых ДВС. Но, во-первых, вне обсуждения остались ДВС с дизельным процессом. Во-вторых, существуют объективные социальные проблемы (неспособность содержания парка в исправном состоянии, применение печного топлива вместо дизельного, кадровые вопросы), затрудняющие решение технических проблем. Это подвигло на поиск простых и эффективных решений, всесторонне приемлемых в существующей ситуации. Организация двухступенчатого сгорания в неспециализированных (есть и специальные) для этого дизелях затруднена по трём причинам. Первое: компактное размещение деталей в головке блока не предусмотренной для таких процессов не оставляет места для форкамеры. Второе: даже при теоретическом решении первого вопроса необходима ОКР с привлечением специалистов и реальной автотехники. Кто это проплатит? (проплатит, - это когда деньги дойдут до непосредственных исполнителей). И третье: Автовладельцы (в данном случае владельцы автохозяйства) вряд ли допустят "хирургические вмешательства" в их авто. Хотя двухступенчатое сгорание полностью решает проблему дымности. Таким образом, в реальных условиях остаётся только дожигать выхлоп. Для этого необходим подвод окислителя, по возможности более активного, в точку наибольшей температуры выхлопных газов и теплоизоляции (шнуровой асбест, связанный жидким стеклом) как минимум, первого метра приёмной трубы. Самым простым (по мнению автора) способом его подвода является использование пульсаций давления в выхлопном тракте. Обратные клапана в отводе проставки, установленной между выхлопным коллектором и приёмной трубой, обеспечат эту функцию. Это патентоспособное решение. По объективным условиям протекающих процессов (количеством С и СН), суммарная пропускная способность клапанов должна быть близкой к пропускной способности выхлопного тракта. |
||
Самые приемлемые - это клапана от компрессора автомобиля ЗИЛ. Они надёжны, компактны и есть в свободной продаже. Но можно изготовить и специальные, например пластинчатые. Проектирование и изготовление проставки для конкретных конструкций ДВС вполне по силам действующим механическим заводам. Понятно, что самым доступным окислителем является кислород воздуха. При необходимости его активность можно повысить озонированием. Озонатор, это электротехническое устройство с полупроводниковой элементной базой, разработку и производство которого можно наладить даже на малых предприятиях (напр. Лаборатория "ЮВТ" , Тюленев Ю. В.. Есть предварительная договорённость). Но можно и купить готовые (ООО "Озония", РФ.).Из изложенного видна возможность манёвра, технических комбинаций. Т.е., дополнительное оборудование, решающее техническую сторону вопроса, можно производить и своими силами в рамках городских программ и не только в отношении автотранспорта. Озонатор, установленный перед любой топкой (даже бытовой печи), повысит эффективность сгорания топлива, снизит его расход и нормализует продукты горения. Теоретически, озонировать воздух можно и на впуске в ДВС. Это повысит КПД и напрямую очистит выхлоп. Но есть опасность прогорания теплонапряжённых деталей двигателя. Надо пробовать. Перечисленный комплекс мер как минимум втрое снизит дымность по С и снизит до нормы токсичность по СН. Рассмотрение и реализация предложений, это вопрос организационный и входит в компетенцию управляющих структур. Но, возвращаясь ко второму абзацу, напомним, что целесообразней устранять причины, лежащие в отсутствии должной культуры производства в автохозяйствах и проработке кадровых вопросов. Нехорошев Л.А. |
||
ЕСТЬ ИДЕЯ! СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2010 15 |