Основатели античной атомистики – Левкипп. Эпикур (341-270)
и Лукреций Кар (99-55) относятся к третьему периоду античной философии. Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. "Ничто" атомистов — есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может.
В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки ( их нечем измерить) — "амер". Пустота и атомы организованы при помощи амеров. "Атом" — неделимый. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом — парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев — все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние ( при помощи петелек и крючочков) и столкновения.
Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы — вечны.
Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького — пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца — видно.
Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности - эта идея была доминирующей до ХХ века. Понятие "закон" подразумевало предопределенность.
Движение — реновация — исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков.
Демокрит также развивает космологию. Пустота считается однородной и изотропной, но выдержать эту линию до конца ему не удается. Приходится ввести "верх" и "низ". Тяжелые атомы медленнее легких. Легкие догоняют их и сталкиваются. В результате столкновений образуется космологический вихрь — мир в котором мы живем. Таких вихрей бесконечно много. Это идея множественности миров, в том числе, обитаемых.
Сохраняются рудименты мифологии: существуют боги, но не создатели мира, а жители других миров ( инопланетяне). Иногда Демокрит говорит, что они живут между мирами. "Человек так же безобразен по сравнению с богами, как самая совершенная обезьяна по сравнению с человеком".
Возникновение жизни. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо — человек.
Характерная черта человека — наличие души (у пифагорейцев душа — вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается.
Вопрос о познании мира — исходный момент - ощущение других. Только в IXX веке появилась психофизиология ощущения, больше этим никто кроме демокритиков не занимался.
Эйдос — атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы ( надо иметь в виду, что "эйдос" сейчас имеет разное значение у разных авторов)
Эйдосы попадают в человеческий организм, становятся частью организма — так возникает чувство.
По мере удаления эйдоса от предмета, он слабеет, далекие предметы кажутся меньше.
Гладкие атомы дают приятный вкус и запах, крючковатые — неприятный, т.е. вкус и запах определяются формой атомов.
Такое знание (ощущение) Демокрит считал темным и несовершенным. Следующая ступень познания — дедуктивное философское рассуждение.
Демокрит ( возможно) пытался разработать логику, но она до нас не дошла. Первая логика, которую мы знаем — логика Аристотеля.
Демокрит — активный сторонник демократической формы правления, входил в кружок Перикла. Известна фраза: "Бедность при демократии лучше богатства при царях".
Эпикур — пренебрежительно относился ко всем предшественникам, в т.ч. к Демокриту.
У Эпикура атомы мельчайшие, очень резко критикует концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение человека получается предопределено состоянием атомов. Фатализм — предопределено все.
Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада (точнее, Аида) — оно унылое и безрадостное.
Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте могут испытывать случайные отклонения от своего движения — клинамены. За их счет возможно свободное поведение.
Атомистика для Эпикура не самоцель, а средство. Эпикур в 3-й эпохе - эпохе упадка античной философии, цели становятся менее глобальными. Он считал, что философия должна сделать человека счастливым — избавить от необоснованного страха перед богами посредством атомизма.
Эпикур развивает этику — науку о поведении человека. Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает, что цель — получение человеком удовольствия ( правильней было бы говорить гедонизм).
Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые — осуждает, т.к. за них всегда следует расплата ( переел, перепил и т.д.) Этика Эпикура близка к этике стоиков.
Тит Лукреций Кар — римский автор, продолжит атомистическую линию. Поэма " О природе вещей" начинается с посвящения: "Божественному Эпикуру, который освободил нас от страха перед богами".
Содержание поэмы — очень широкая картина мира на базе атомистических идей. Рассматривает, почему сохнет белье и т.д. — живые, близкие примеры конкретный явлений ( напр., круговорот воды в природе).