UML - это язык для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования артефактов программной системы (общий обзор UML приведен в главе 2). Унифицированный язык моделирования имеет хорошо определенные синтаксис и семантику; наиболее заметная часть синтаксиса этого языка - его графическая нотация.
В настоящем разделе перечислены элементы нотации UML.
Сущности
Структурные сущности
Структурные сущности - это существительные, применяемые в моделях UML. К ним относятся классы (Classes), интерфейсы (Interfaces), кооперации (Collaborations), прецеденты (Use cases), активные классы (Active classes), компоненты (Components) и узлы (Nodes).
Поведенческие сущности
Поведенческие сущности - это динамические части моделей UML. К ним относятся взаимодействия (Interactions) и автоматы (State machines).
Группирующие сущности
Группирующие сущности - это организационные составляющие моделей UML. К их числу относятся пакеты (Packages).
Аннотационные сущности
Аннотационные сущности - это пояснительные составляющие моделей UML. К их числу относятся примечания (Notes).
Отношения
Зависимость
Зависимость (Dependency) - это семантическое отношение между двумя сущностями, при котором изменение одной из них (независимой сущности) может отразиться на семантике другой (зависимой).
Ассоциация
Ассоциация (Association) - структурное отношение, описывающее множество связей. Связь (Link) - это соединение между объектами.
Обобщение
Обобщение (Generalization) - это отношение специализации/обобщения, при котором объекты специализированного элемента (потомка - Child) можно подставить вместо объектов обобщенного элемента (родителя, или предка, - Parent).
Расширение
В UML существуют три механизма расширения синтаксиса и семантики языка: стереотипы (Stereotypes), представляющие новые элементы модели, помеченные значения (Tagged values), которые представляют новые атрибуты, и ограничения (Constraint), отражающие новую семантику.
Диаграммы
Диаграмма (Diagram) - это графическое представление множества элементов. Чаще всего она изображается в виде связного графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями). Диаграмма являет собой некоторую проекцию системы. В UML определено девять видов диаграмм:
диаграмма классов (Class diagram) - структурная диаграмма, на которой показано множество классов, интерфейсов, коопераций и отношения между ними;
диаграмма объектов (Object diagram) - структурная диаграмма, на которой показано множество объектов и отношения между ними;
диаграмма прецедентов (Use case diagram) - диаграмма поведения, на которой показано множество прецедентов и актеров, а также отношения между ними;
диаграмма последовательностей (Sequence diagram) - диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута временная последовательность событий;
диаграмма кооперации (Collaboration diagram) - диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута структурная организация объектов, посылающих и принимающих сообщения;
диаграмма состояний (Statechart diagram) - диаграмма поведения, на которой показан автомат и подчеркнуто поведение объектов с точки зрения порядка получения событий;
диаграмма деятельности (Activity diagram) - диаграмма поведения, на которой показан автомат и подчеркнуты переходы потока управления от одной деятельности к другой;
диаграмма компонентов (Component diagram) - диаграмма поведения, на которой показан автомат и подчеркнуто поведение объектов с точки зрения порядка получения событий;
диаграмма развертывания (Deployment diagram) - структурная диаграмма, на которой показаны узлы и отношения между ними.
Знаете ли Вы, как разрешается парадокс Ольберса? (Фотометрический парадокс, парадокс Ольберса - это один из парадоксов космологии, заключающийся в том, что во Вселенной, равномерно заполненной звёздами, яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. Это должно иметь место потому, что по любому направлению неба луч зрения рано или поздно упрется в поверхность звезды. Иными словами парадос Ольберса заключается в том, что если Вселенная бесконечна, то черного неба мы не увидим, так как излучение дальних звезд будет суммироваться с излучением ближних, и небо должно иметь среднюю температуру фотосфер звезд. При поглощении света межзвездным веществом, оно будет разогреваться до температуры звездных фотосфер и излучать также ярко, как звезды. Однако в дело вступает явление "усталости света", открытое Эдвином Хабблом, который показал, что чем дальше от нас расположена галактика, тем больше становится красным свет ее излучения, то есть фотоны как бы "устают", отдают свою энергию межзвездной среде. На очень больших расстояниях галактики видны только в радиодиапазоне, так как их свет вовсе потерял энергию идя через бескрайние просторы Вселенной. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.