к оглавлению

Языки запросов

Но обеспечение целостности данных – это далеко не все, что обычно требуется от СУБД. Начнем с того, что даже в нашем примере пользователю информационной системы будет не слишком просто получить, например, общую численность отдела, в котором работает Петр Иванович Сидоров. Придется сначала узнать номер отдела, в котором работает указанный служащий, а затем установить численность этого отдела. Было бы гораздо проще, если бы СУБД позволяла сформулировать такой запрос на языке, более близком пользователям. Такие языки называются языками запросов к базам данных. Например, на языке запросов SQL наш запрос можно было бы выразить в следующей форме (запрос1):

SELECT ОТД_РАЗМЕР

FROM СЛУЖАЩИЕ, ОТДЕЛЫ

WHERE СЛУ_ИМЯ = 'ПЕТР ИВАНОВИЧ СИДОРОВ' AND

СЛУ_ОТД_НОМЕР = ОТД_НОМЕР;

Это пример запроса на языке SQL с “полусоединением”: c одной стороны, запрос адресуется к двум файлам – СЛУЖАЩИЕ и ОТДЕЛЫ, но с другой стороны, данные выбираются только из файла ОТДЕЛЫ. Условие СЛУ_ОТД_НОМЕР = ОТД_НОМЕР всего лишь “ограничивает” интересующий нас набор записей об отделах до одной записи, если Петр Иванович Сидоров действительно работает на данном предприятии. Если же Петр Иванович Сидоров не работает на предприятии, то условие СЛУ_ИМЯ = 'ПЕТР ИВАНОВИЧ СИДОРОВ' не будет удовлетворяться ни для одной записи файла СЛУЖАЩИЕ, и поэтому запрос выдаст пустой результат.

Возможна и другая формулировка того же запроса (запрос2):

SELECT ОТД_РАЗМЕР

FROM ОТДЕЛЫ

WHERE ОТД_НОМЕР =

(SELECT СЛУ_ОТД_НОМЕР

FROM СЛУЖАЩИЕ

WHERE СЛУ_ИМЯ = 'ПЕТР ИВАНОВИЧ СИДОРОВ');

Это пример запроса на языке SQL с вложенным подзапросом. Во вложенном подзапросе выбирается значение поля СЛУ_ОТД_НОМЕР из записи файла СЛУЖАЩИЕ, в которой значение поля СЛУ_ИМЯ равняется строковой константе 'ПЕТР ИВАНОВИЧ СИДОРОВ'. Если такая запись существует, то она единственная, поскольку поле СЛУ_ИМЯ является уникальным ключом файла СЛУЖАЩИЕ. Тогда результатом выполнения подзапроса будет единственное значение – номер отдела, в котором работает Петр Иванович Сидоров. Во внешнем запросе это значение будет ключом доступа к файлу ОТДЕЛЫ, и снова будет выбрана только одна запись, поскольку поле ОТД_НОМЕР является уникальным ключом файла ОТДЕЛЫ. Если же на данном предприятии Петр Иванович Сидоров не работает, то подзапрос выдаст пустой результат, и внешний запрос тоже выдаст пустой результат.

Приведенные примеры показывают, что при формулировке запроса с использованием SQL можно не задумываться о том, как будет выполняться этот запрос. Среди метаданных базы данных будет содержаться информация о том, что поле СЛУ_ИМЯ является ключевым для файла СЛУЖАЩИЕ (т. е. по заданному значению имени служащего можно быстро найти соответствующую запись или убедиться в том, что запись с таким значением поля СЛУ_ИМЯ в файле отсутствует), а поле ОТД_НОМЕР – ключевое для файла ОТДЕЛЫ (и более того, оба ключа в соответствующих файлах являются уникальными), и система сама воспользуется этим. Можно формально доказать, что формулировки запрос1 и запрос2 эквивалентны, т. е. вне зависимости от состояния данных всегда производят один и тот же результат. Наиболее вероятным способом выполнения запроса в обеих формулировках будет выборка записи из файла СЛУЖАЩИЕ со значением поля СЛУ_ИМЯ, равным строке 'ПЕТР ИВАНОВИЧ СИДОРОВ', взятие из этой записи значения поля СЛУ_ОТД_НОМЕР и выборка из таблицы ОТДЕЛЫ записи с таким же значением поля ОТД_НОМ.

Если же, например, возникнет потребность в получении списка служащих, не соответствующих занимаемой должности, то достаточно обратиться к системе с запросом (запрос3):

SELECT СЛУ_ИМЯ, СЛУ_НОМЕР

FROM СЛУЖАЩИЕ

WHERE СЛУ_СТАТ = "НЕТ";

и система сама выполнит необходимый полный просмотр файла СЛУЖАЩИЕ, поскольку поле СЛУ_СТАТ не является ключевым, и другого способа выполнения не существует.

к оглавлению

Знаете ли Вы, что карты класс-ответственность-кооперация, Class-responsibility-collaboration - карты класс-ответственность-кооперация - это методология объектно-ориентированного проектирования, предназначенная для описания классов и оперирующая понятиями:
- ответственность - суть - высокоуровневое описание функций, которые выполняет класс;
- кооперация - суть - ссылка на другие классы, с которыми необходимо кооперироваться для реализации функций.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution