В XXI веке интернет-общественности все чаще приходится решать, насколько активно они будут заниматься новыми видами бизнеса, связанными с Интернетом. Очевидно, что Интернет предоставляет огромные возможности. В каждый момент в сети одновременно находятся десятки миллионов человек. Аудитория Интернета растет с каждым днем. У нее свои запросы, и удовлетворить их руководители СМИ и редакторы могут только, освоив язык Интернета и его культуру.
Интернет был создан как способ передачи текстовой информации. Поэтому печатные СМИ и информационные агентства столкнулись с его влиянием раньше, чем электронная пресса. Все начиналось с простого дублирования информации в Интернет, так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post. Постепенно перетекание СМИ в Интернет сопровождалось появлением новых видов СМИ, таких как сетевое издание, сетевое радио и сетевое телевидение.
Научная общественность уже проявила интерес к двум первым видам, однако сетевое телевидение все еще остается неизученным.
Уже сейчас в сети можно найти оцифрованные фильмы, аудиозаписи, телепередачи, которые сами по себе не формируют ни сетевое телевидение, ни интернет-каналы в частности. Под сетевым телевидением мы понимаем ряд признаков, характерных только данному виду СМИ.
Именно цели и задачи, внутренняя структура, периодичность, а также формат передачи видеоматериалов являются определяющими для сетевого телевидения.
В настоящее время возможны три структуры развития интернет-канала:
– промоушн;
– информирование;
– извлечение коммерческой прибыли.
Продвижение компании-издателя, той или иной торговой марки является одним из двигателей сетевого телевидения в то время, когда инфраструктура еще не готова предоставить возможность всем пользователям смотреть в Интернете видео достойного качества. Промоушн остается наиболее популярной мотивацией для компаний по вливанию денег в сетевое телевидение.
Информационный бизнес проходит этап конвергенции СМИ на базе Интернета. Мультимедийная платформа Интернета позволяет объединить разные формы подачи информации. Извлечение коммерческой прибыли является пока наименее популярной формой развития сетевого телевидения. Затраты на создание промоушн-сайта или даже информационного сайта минимальны. Для того чтобы передавать видеоинформацию по Сети, не нужно приобретать передатчики и лицензии или строить ретрансляторы. Все, что необходимо для предоставления такого рода услуг – купить относительно дешевое оборудование для кодирования/декодирования сигнала. Однако руководители крупных теле- и радиокомпаний чаще всего утверждают, что даже эти минимальные затраты не окупаются. Причина – в малой аудитории, способной “принимать” интернет-видео, а следовательно, малой заинтересованности рекламодателей.
Вот как представил себе телепередачу начала XXI века фантаст Карел Майлс. С утра он решил посмотреть, какие новости сегодня подготовило для него телевидение. Он включил компьютер и, пока новости загружались, стал регулировать звук. Из колонок донеслось: “Информация, которую вы у нас запросили, передана на ваш компьютер, телевизор, телефон и на установленный в машине радиоприемник. Сегодня 23 градуса тепла, солнечно, во второй половине дня возможен дождь. Не забудьте зайти в ресторан “Протей” – там сегодня подают улиток под вашим любимым соусом. Чтобы заказать столик, нажмите на клавиши “Alt-t”. Ваш компаньон будет в этом ресторане через полчаса. Ваш начальник только что отправил вам письмо с просьбой уделить сегодня особое внимание акциям фирм “Акме” и “Мегаакме”. Самая интересная из сегодняшних передач – шоу “Споемте вместе” – начнется через три часа по третьему каналу. Виртуальный ведущий был одобрен членами фокусной группы неделю назад. Эта передача и пять отобранных в соответствии с вашими настройками новостей дня доступны вам прямо сейчас”. Это – фрагмент из романа “Болеро-5 ждать не будет”, написанного в 1995 году”. Пять лет спустя некоторые из предсказанных К. Майлсом услуг уже появились на рынке.
Интернет уже сейчас позволяет передавать каждому конкретному пользователю именно то, что он хочет получать, причем – с элементом интерактивности. Пользователь может сам выбирать, когда и какие программы ему смотреть; он получает возможность, не отходя от экрана, обращаться за дополнительной информацией, общаться в режиме реального времени с другими зрителями из всех стран мира, и даже непосредственно влиять на происходящее в студии.
Информация сетевого ТВ распространяется по всему миру, она практически бесплатна и доступна 24 часа в сутки. Таким образом, сетевое ТВ расширяет возможности обычного ТВ, добавляя к ним интерактивность и персонализацию вещания. Рассмотрим подробнее эти термины.
Интерактивность – одна из основных особенностей сетевого ТВ. Во время просмотра программ пользователи могут получать информацию с любого из сайтов Сети, разговаривать в реальном времени с собеседниками из всех уголков Земли, делать покупки, высказывать свое мнение в он-лайновых конференциях и даже смотреть другие программы.
Персонализация вещания – функция, присущая многим сайтам в Интернете. Пользователь может оставить на сайте свои регистрационные данные, настроив таким образом сайт под себя. Например, если в анкете пользователь выберет интересы “Спорт”, “Экономика”, “Автомобили”, то подача информации на сайт именно для этого пользователя будет акцентирована на спортивных новостях, экономических обзорах и рекламе автомобилей. Именно этот принцип позволяет доставлять информацию адресно.
Как и обычные телепередачи, информацию сетевого ТВ можно передавать в Сеть в прямом эфире, назовем это “живым вещанием”, так и в записи – “видео-по-запросу”. Сетевое ТВ с живым вещанием передает программы в реальном времени о событиях, разворачивающихся симультантно с ходом программы. В этом случае пользователь имеет возможность в реальном времени взаимодействовать с продюсером передачи – получать от него дополнительную информацию, задавать вопросы участникам программы, участвовать в викторинах и т.п. Видео-по-запросу является одним из оригинальных достоинств сетевого ТВ. Представьте, что вы не успели на вечерний выпуск новостей или пропустили передачу, сетевое ТВ предоставляют возможность просмотра архивных передач. Записанная передача хранится в архиве сайта неопределенно долгое время. Это позволяет пользователю в любое время “пересмотреть” понравившуюся ему программу.
Кроме этого, видео-по-запросу предполагает нелинейный просмотр программ. Это значит, что пользователь фактически может просматривать несколько программ одновременно, либо просмотреть не вчерашнюю программу, а завтрашнюю. То есть пользователь может выстроить сетку вещания под себя и просмотреть завтрашние программы сегодня. Чаще всего видео-по-запросу доступно на сайтах сетевых ТВ в виде файлов формата QuickTime или WindowsMedia.
Производить видео для Сети может каждый, у кого есть камера, компьютер и модем. Сошлемся на американских исследователей Кейси, Дэгера и Мейгель: “Мы привыкли, что ТВ не требует от зрителя никакой активности: откинься на спинку кресла и жди, покуда тебя развлекут. Сетевое ТВ же предполагает, что зрители становятся участниками процесса производства программы. Сначала они получили возможность выбирать, что смотреть, потом им предложили вступить в диалог с гостями студии, теперь они порой сами выбирают ракурс и крупность кадра. Более того, если у зрителя есть видео, которое кажется ему ценным, он может самостоятельно включить его в передачу, и эти съемки сможет увидеть любой житель Земли”.
Кроме этого, еще одной причиной грядущего успеха сетевого ТВ может стать практически неограниченное количество каналов. В Интернете может существовать до нескольких миллионов источников видеоинформации (ср.: количество телеканалов даже в самых крупных городах США не превышает 80).
Однако, несмотря на радужные перспективы развития сетевого ТВ, существуют технические проблемы как со стороны вещателей, так и со стороны пользователей. Высокоскоростные каналы, способные передавать видеоматериалы в хорошем качестве, не загружая при этом пропускную способность Сети, пока еще являются больше исключением, чем правилом. С другой стороны, пользователи, которые только начинают переходить на скоростные технологии работы в Интернете – ADSL, выделенная линия, – сталкиваются с проблемой оплаты интернет-трафика. В среднем каждая минута видео может обойтись пользователю от 3 до 8 рублей, что уже является сдерживающим фактором.
Неразвитость технической инфраструктуры влияет на активность рекламного рынка в Интернете. Таким образом, в сложившихся условиях развитие сетевого ТВ возможно лишь за счет инвестиций крупных телекомпаний или за счет сторонних инвесторов, заинтересованных в продвижении своей торговой марки и развитии новых технологий.
© Гарматин Алексей Алексеевич