Информационно-поисковые языки являются основными компонентами информационно-поисковых систем, с помощью которых, в частности, реализуются интерфейсы между пользователями и системами.
В отличие от реляционных СУБД, у систем полнотекстового поиска не существует стандартизированного языка запросов. У каждой системы этого типа существует свой способ задания критериев поиска.
Очень часто языки запросов ИПС приближенны к SQL, однако каждой из поисковых систем присущий ряд индивидуальных особенностей, связанных с такими моментами, как:
- интерпретация операций, задающих порядок расположения слов в тексте (операций контекстной близости);
- вычисление уровня релевантности найденных документов запросам для представления результатов поиска;
- применение нестандартных для реляционных СУБД функций, например, таких как нахождение документов по принципу подобия содержания, построение дайджестов из фрагментов документов, сниппетов (от англ. snippet – фрагмент, отрывок), включаемых поисковыми системами в списки найденных документов и т.п.
В различных полнотекстовых информационно-поисковых системах применяются различные архитектурные решения, охватывающие структуры данных, алгоритмы их обработки, методы организации поиска. Вместе с тем, у современных информационно-поисковых систем много общих свойств, например, все из них обеспечивают поиск хотя бы по одному слову, большинство подобных систем реализуют грамматический поиск как результат применения лингвистического анализа (например, в русскоязычных системах Апорт, Яндекс и Рамблер по терму из запроса “человек” находятся не только словоизменения “человека”, “человеку”, но и множественное число – “люди”). Большинство из современных систем способны реализовывать контекстный поиск фразы, заключенной в кавычки (Google, Alltheweb, AltaVista, Яндекс и т.п.), поиск с использованием булевых операторов AND, OR и NOT, а также возможностью указания скобок для группирования термов и операторов. Функции контекстной близости в свое время получили наибольшее развитие в системе Lycos, где были реализованы с помощью четырех операторов: ADJ, NEAR, FAR и BEFORE.
В самой популярной в мире системе Google используется достаточно лаконичный набор операторов (www.googleguide.com), основные из которых - это конъюнкция (подразумевается по умолчанию, система выдает документы, содержащие все слова запроса), дизъюнкция (OR) и отрицание (-).
Отдельно рассматривается возможность поиска по параметрам документов, которая чаще всего позволяет ограничивать диапазон поиска значениями URL, дат, заголовков. В большей части систем выйти на возможность поиска по параметрам можно из режима расширенного поиска.
В Google, например, обеспечивается поиск по сайту ("site:"), определение ссылок на сайт ("admission site:"), поиск по ценам, например "DVD player $150..250", странам, датам, доменам и т.п. Во многих системах обеспечивается поиск не только по данным в формате HTML, но и в форматах PDF, RTF, DOC (MsWord), PS.
В последнее время получили распространение адаптивные интерфейсы уточнения запросов, чаще всего реализованные путем применения методов кластерного анализа к результатам первичного поиска. Появилось такое понятие, как метод "папок поиска" (Custom Search Folders), объединяющее множество подходов, общее в которых - попытка сгруппировать результаты поиска и представить группы наиболее связанных документов (кластеры) в удобном для пользователей виде.
Например, в поисковых серверах Vivisimo (www.vivisimo.com), Mooter (www.mooter.com) или Nigma (www.nigma.ru) применяется визуальный подход к представлению результатов поиска путем группирования релевантных документов по категориям. В другом поисковом сервере iBoogie (www.iboogie.com) результаты поиска отображаются в виде, близком к экрану проводника Windows. Слова и словосочетания в так называемых “информационных портретах”, применяемых, например, в корпоративных информационно-аналитических системах Галактика Zoom и InfoStream, также позволяют адаптивно уточнять первичные запросы.
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.