Модернизированная ракета "Протон-М" имеет большую преемственность с надежным Протон-К и обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Ракета-носитель "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя Протон-К. Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Первый запуск комплекса "Протон-М"- "Бриз-М" состоялся 7 апреля 2001 года. |
Характеристика |
"Протон-М" |
Состав РН |
3 ступени |
Стартовая масса РКН, т |
~ 702 |
Масса ПН: на опорной орбите (Нкр=200 км, i=51.6°) на ГПО (коммерческие КА) на ГСО (федеральные КА) |
~ 22 т свыше 6.0 (с РБ "Бриз-М"); 6.6 т (с КВРБ) до 3.7 т (с РБ "Бриз-М"); до 4.0 т (с КВРБ) |
Точность выведения на опорную орбиту |
DНп = ± 2 км |
Тип, кол-во и тяга (зем./пуст.) двигателей: | |
- первая ступень |
ЖРД РД-275 (6 шт.), 971.4 тс / 1069.8 тс |
- вторая ступень | ЖРД РД-0210 (3 шт.) и РД-0211 (1шт.), - / 237.4 тс |
- третья ступень |
ЖРД РД-0213 (1 шт.), - / 59.36 тс (маршевый) ЖРД РД-0214 (1 шт.), - / 3.15 тс (рулевой) |
Диаметр / длина используемых ГО, м |
4.35 / 11.6 (РБ "Бриз-М") 4.35 / 15.255 (РБ "Бриз-М") 5.10 / 16.371 (РБ "Бриз-М") 5.10 / 19.65 (КВРБ) 4.35 / 12.65 (низкоорбитальный модуль) |
Ракета-носитель "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К". Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Первый запуск комплекса "Протон-М"- "Бриз-М" состоялся 7 апреля 2001 года.
Применение в составе РН "Протон-М" увеличенных головных обтекателей, в том числе диаметром 5м, позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза. Увеличенный объем головного обтекателя позволяет также использовать на новом носителе ряд перспективных разгонных блоков.
Главная задача модернизации состоит в замене системы управления (СУ). Она была создана еще в 60-е годы, устарела и морально и по элементной базе. Кроме того, производство этой системы было налажено за пределами России.
На модернизированном носителе "Протон-М" установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). Основные элементы этой системы прошли летные испытания на других носителях и успешно эксплуатируются. Новая система управления "Протона-М" позволяет решить ряд очень актуальных задач:
Кроме того, на РН решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней РН.
Эта задача очень актуальна, так как поля падения первой ступени находятся в Республике Казахстан и арендуются Россией. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.
Уменьшение размеров полей падения, помимо снижения арендной платы, позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически "чистой" - циклограмма работы ЖРД первой ступени "Протона-М" обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.
Кроме того, применение в составе ракеты-носителя "Протон-М" разгонного блока "Бриз-М" на компонентах топлива азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту до 3,7 тонны, а на геопереходную более 6,0 тонн.