к библиотеке   к курсу Жоголева   к оглавлению   к высокоуровн. языкам - 3GL   к визуальным средам - 4GL

Abu Abdullah Muhammad bin Musa al-Khwarizmi

Технологии программирования (Software Engineering)

Технологии коллективной разработки

Все множество разработок в зависимости от количества участников и типов взаимоотношений между ними может быть сведено к триаде разработок, приведенной на рис. 3.21.

6.1. Авторская разработка

Люблю одиночество, даже когда я один.
Ж. Ренар

Авторская разработка - принцип создания программных продуктов, при котором весь жизненный цикл разработки поддерживается одним единственным человеком.

Этот принцип был достаточно широко распространен в 70-80-е годы XX века. Сейчас он применяется редко [Кулаичев 1999]. Примерами авторских разработок являются операционная система Диспак (В.Ф. Тюрин), текстовый редактор Лексикон (Е. М. Веселов), трансляторы с языков Algol-68 (П. Наур) и Pascal (H. Вирт).

Принцип авторской разработки неприменим для многих современных разработок из-за их сложности, объема и требований к качеству и сопровождению. С другой стороны, программное обеспечение, начиная с момента появления персональных компьютеров, стало продуктом массового потребления, приносящим огромный доход. В этой области быстро выросли и стали доминировать крупные компьютерные компании с развитой структурой менеджмента и мощной рекламой.

Наиболее интересен принцип авторской разработки с точки зрения применения в области наукоемких приложений. Для таких приложений характерна необходимость многолетнего изучения предметной области, практически полное отсутствие начального финансирования проекта, малая рентабельность, определяемая узким кругом пользователей.

По данным А. П. Кулаичева [Кулаичев 1999], авторская разработка может выигрывать по производительности в тридцать и более раз у коллективной разработки, что достигается за счет:

Объем программного продукта, выполненного методом авторской разработки, в 5-20 раз меньше по сравнению с индустриальными аналогами.

Авторская разработка предполагает достижение профессионального успеха, известности и славы в одиночку. Такое вполне реально, следует только правильно выбрать профессиональную "нишу", область ведения разработки.

Об авторской разработке
В наибольшей степени авторская разработка в наши дни применяется при создании условно-бесплатных программных продуктов (shareware).

6.2. Коллективная разработка

Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек.
С. П. Капица

Одним из основных вопросов коллективной разработки является разделение труда - от равноправных соисполнителей до организации в виде жесткой иерархии (например, бригады главного программиста).

О первых опытах коллективных разработок
Известно, что первые коллективные разработки программ велись примерно так. Начальник выполнял разделение большого проекта на меньшие части и передавал далее по иерархии. Через некоторое время, теперь уже снизу вверх, шла сборка программы из написанных фрагментов. Собрать работающий программный продукт удавалось не всегда.

6.2.1. Технические командные роли

Равноправные соисполнители

Бригада равноправных соисполнителей обычно состоит из специалистов, занимающихся примерно подобными задачами в рамках одного проекта. Естественно, специализаций в рамках одной бригады может быть несколько. В разд. 1.7.6.2 уже приводился примерный состав такой бригады разработчиков. Напомним его:

Тип работы определяет содержание и природу выполняемой работы. Приведем список типов работ и областей специализации на основе классификации Конгер [Conger 1994].

Из перечисленных специализаций очень интересна специализация системного интегратора. Основные задачи системного интегратора - предложить заказчику вариант решения его проблемы, выбрав наиболее приемлемый по цене и технике, и реализовать его. Таким образом, системный интегратор продает решения и несет ответственность за их реализацию. Системный интегратор как профессионал должен обладать знаниями из очень многих областей - прикладное и системное программное обеспечение, администрирование систем, аппаратура, сети, экономика и т. п.

Бригада главного программиста

- Почему бригада скорой помощи состоит из двух врачей?
- Один знает - куда ставить клизму, а другой - зачем!
Анекдот о специализации в команде

Харлан Миллз [Брукс 1999] предложил организовывать команды (бригады) главного программиста (chief programmer teams), подобные хирургическим бригадам. Лишь один участник команды занимается основной работой, остальные оказывают ему всевозможную поддержку. Бригада главного программиста включает десять человек, выполняющих специализированные роли в команде (рис. 3.22).

Основные члены бригады выполняют функции, перечисленные ниже.

6.2.2. Психологические командные роли

Роб Томсет (Rob Thomsett) [Thomsett 1990] предложил восемь ключевых ролей в проекте (рис. 3.23).

В реальных командах программистов могут быть выделены не все из этих ролей. Роль исполнителя часто берут на себя сразу несколько членов команды.

6.2.3. Типы совместной деятельности

Коллективная разработка предполагает большое количество различных действий, причем степень совместной деятельности может существенно изменяться от одного действия к другому. Можно выделить четыре типа совместной деятельности [Robillard, Robillard 2000].

6.3. Общинная модель разработки

Совершенство в проекте достигается не тогда, когда нечего добавить,
а тогда, когда нечего убрать.
Антуан де Сент-Экзюпери

Идеология общинной ("базарной") модели разработки сформулирована в программной статье Эрика Раймонда (Eric Raymond) "Собор и Базар" (http://www.tuxedo.org/~esr/writings/cathedral-bazaar/). Общинная модель характеризуется тремя основными факторами.

Эрик Рэймонд сформулировал несколько уроков, которые позволяют лучше понять особенности общинной разработки.

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество сайтов с проектами, разрабатываемыми по общинной модели, например (http://www.gnu.org) и (http://sourceforge.net).

к библиотеке   к курсу Жоголева   к оглавлению   к высокоуровн. языкам - 3GL   к визуальным средам - 4GL

Знаете ли Вы, что диаграмма состояний, Statechart diagram - это методология объектно-ориентированного проектирования, предназначенная для представления жизненного цикла объектов в реальном или абстрактном мире.
НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution