Цели занятия: закрепление и контроль усвоения, простейших умений в использовании оператора IF..THEN,
Вам самостоятельно предстоит конструировать несложные программы разветвляющихся структур. Вам будет предложено целый ряд заданий различного объема и сложности. Оценивать Вашу деятельность преподаватели будут по объему выполненной работы, по подробности помощи, оказываемой Вам со стороны преподавателя.
Проверим выполнение домашнего задания: настоящее занятие – продолжение выполнения этих заданий.
Рассмотрим задачу 6 из предыдущего занятия. Вы понимаете, что отношение числа точек, попавших в круг, к числу всех точек – это отношение площадей круга и квадрата. Если это отношение умножить на площадь квадрата, то получим площадь круга. Так как радиус круга равен 1, то его площадь численно равна числу .
Вот один из вариантов программы.
SCREEN 9: COLOR 14, 1: CLS
RANDOMIZE TIMER
n = 0: '****Обнуление счетчика всех точек*****
k = 0: '****Обнуление счетчика точек, попавших в круг*****
'***Генерируем x и y, попадающие в квадрат 2х2********
10 x = -1 + 2 * RND: y = -1 + 2 * RND
n = n + 1: '****Увеличиваем значение счетчика на 1********
IF SQR(x ^ 2 + y ^ 2) <= 1 THEN k = k + 1: '****Увеличиваем значение счетчика на 1**
IF n / 9999 = n \ 9999 THEN
s# = k / n * 4
PRINT "При n= "; n; "площадь круга "; s#
END IF
GOTO 10
А так может выглядеть один из вариантов занимательной игры “Угадай число”
SCREEN 9: COLOR 14, 1: CLS
RANDOMIZE TIMER
x = INT(10 + 90 * RND)
k = 0
10 PRINT TAB(20); : INPUT "Введите n"; n: k = k + 1
IF n < x THEN PRINT TAB(20); "Недолет": GOTO 10
IF n > x THEN PRINT TAB(20); "Перелет": GOTO 10
PRINT TAB(20); "Молодец! Угадал с "; k; "-ой попытки"
Следующие задачи для самостоятельной разработки. Постарайтесь разобраться в их смысле, составить алгоритм, разработать программу, отладить ее, подготовить доклад преподавателю о работе Вашего программного продукта.
1.Пользователем задана функция y = f(x). Выдать одно из сообщений: “Функция четная”, “Функция нечетная”, “Функция не относится ни к четным, ни к нечетным”. Усложнить задачу, организовав предварительный диалог с пользователем: “Вы вели в программу функцию для исследования на четность – нечетность?”…
2.Пользователем заданы координаты точки на плоскости. Проверить, лежит ли эта точка в прямоугольнике, определяемой координатами вершин (-2;-2); (-2;4); (5;4); (5;-2).
3.Задана величина угла d в градусах. Определить в какой четверти он находится. Та же задача для случая, если величина угла задана в радианах.
4.Даны два действительных числа x, y. Найти среднее геометрическое, если x,y>0 среднее арифметическое этих чисел x,y<0, среднее гармоническое, если числа имеют разные знаки.
5.Определить принадлежит ли введенная точка кругу с центром (0;0) и радиусом R.
6.Написать программу, которая спрашивала бы сокращенное имя, а печатало полное для пяти ваших друзей. Ввод незнакомого имени должен провоцировать заявление типа "Я с Вами не знакома"
7.Составьте программу, которая после ввода цифры с клавиатуры распечатывает ее буквами, т.е. если введена 1, то выводит “один”, если 2, то “два” и т.д.
8.Задать с клавиатуры стороны двух прямоугольников. Выдать сообщение: у какого прямоугольника большая площадь или площади равны.
9.Выдать сообщение: принадлежит ли случайное число х из отрезка [2n; 2m] отрезку [n;m].
10.Заданы площади квадрата и круга. Определить поместится ли квадрат в круге или круг в квадрате.
11.Пользователь вводит натуральное число меньше 100 обозначающее его возраст. Выдайте сообщение: Вам 16 лет, или 41 год, или 54 года.
12.Вы изучаете на уроках математики производную и знаете, что если производная функции в точке положительна, то функция возрастает, если производная отрицательна, то функция убывает. Численными методами производная находится по формуле:
f`(x) = , где h какое-либо малое число, например 0,01. Задача. Задана функция y = f(x) и значение аргумента х0. Определите, возрастает или убывает эта функция в заданной точке.
13.Даны 2 точки в прямоугольной системе координат. Определить какая из точек ближе к началу координат.
14.По координатам точки определить какой четверти или какой координатной оси она принадлежит
15.Пользователем задана функция y = f(x). Выдать одно из сообщений: “Функция четная”, “Функция нечетная”, “Функция не относится ни к четным, ни к нечетным”.
16.Составить программу, которая проверяет, лежит ли точка с координатами (x, y) в прямоугольнике (0;0); (0;2); (5;2); (5;0)
17.Задана величина угла в градусах. Определить в какой четверти он находится.
18.Задана величина угла в радианах Определить в какой четверти он находится.
19.Заданы три числа. Выдать одно из сообщений: треугольник остроугольный, треугольник тупоугольный, треугольник прямоугольный, эти число не могут быть сторонами треугольника.
20.Определить принадлежит ли введенная точка кругу с центром (0;0) и радиусом R.
21.Написать программу, которая спрашивала бы сокращенное имя, а печатало полное для трех ваших друзей. На незнакомое имя программа должна ответить "Я с Вами не знакома"
22.Напишите программу, которая после ввода цифры с клавиатуры распечатывает ее буквами, т.е. если введена 1, то выводит “один”, если 2, то “два” и т.д.
23.В зависимости от цвета светофора выдавать сообщение: стой, иди, жди.
24.Выдать сообщение: принадлежит ли число х интервалу [n;m].
25.Заданы площади квадрата и круга. Определить поместится ли квадрат в круге или круг в квадрате.
26.Пользователь вводит натуральное число меньше 100 обозначающее его возраст. Выдайте сообщение: Вам 16 лет, или 41 год, или 54 года.
27.Задан рост 10-ти призывников. На подводной лодке могут служить те, кто выше 165см. и ниже 175см. Сколько из них будет служить на подводной лодке?
28.Даны 2 точки в прямоугольной системе координат. Определить какая из точек ближе к началу координат.
29.По координатам точки определить какой четверти или какой координатной оси она принадлежит
30.Пользователем задана функция y = f(x). Выдать одно из сообщений: “Функция четная”, “Функция нечетная”, “Функция не относится ни к четным, ни к нечетным”.
31.Составить программу, которая проверяет, лежит ли точка с координатами (x, y) в прямоугольнике (0;0); (0;2); (5;2); (5;0)
32.Задана величина угла в градусах. Определить в какой четверти он находится.
33.Задана величина угла в радианах Определить в какой четверти он находится.
34.Заданы три числа. Выдать одно из сообщений: тр-к косоугольный, тр-к тупоугольный, тр-к прямоугольный, эти число не могут быть сторонами треугольника.
35.Определить принадлежит ли введенная точка кругу с центрам (0;0) и радиусом R.
36.Написать программу, которая спрашивала бы сокращенное имя, а печатало полное для трех ваших друзей. На незнакомое имя программа должна ответить "Я с Вами не знакома"
37.Напишите программу, которая после ввода цифры с клавиатуры распечатывает ее буквами, т.е. если введена 1, то выводит “один”, если 2, то “два” и т.д.
38.В зависимости от цвета светофора выдавать сообщение: стой, иди, жди.
39.Выдать сообщение: принадлежит ли число х в интервалу [n;m].
40.Заданы площади квадрата и круга. Определить поместится ли квадрат в круге или круг в квадрате.
41.Пользователь вводит натуральное число меньше 100 обозначающее его возраст. Выдайте сообщение: Вам 16 лет, или 41 год, или 54 года.
42.Задан рост 10-ти призывников. На подводной лодке могут служить те, кто выше 165см. и ниже 175см. Сколько из них будет служить на подводной лодке?
Что нового Вы узнали и чему научились на занятии №7