к оглавлению

Переменные и константы, имена переменных

Присвоение значений переменным.

Чтобы приступить к составлению первых программ, на этом занятии необходимо освоить информацию и овладеть умениями не только объявленных в наименовании занятия.

С чего же будут начинаться Ваши программы на QB?

Экранные режимы.

Оператор SCREEN _ определяет, в каком формате использовать экран. Так, если Ваша программа начинается с

SCREEN 9 – это означает, что в текстовом режиме будет определено 25 строк и 80 столбцов, а в графическом 640 точек по горизонтали и 350 – по вертикали (Запишите это, во второй половине семестра будем изучать графику).

SCREEN 7 – это режим текстовый 25х40, графический 320х200. Режимы 3, 8, 12 рассмотрите самостоятельно по учебникам и справочникам. На уроках мы будем работать в SCREEN 9

Цветовой режим. Оператор COLOR определяет цвет символов и цвет фона, он имеет два аргумента: первый аргумент – номер цвета символов, второй – цвет фона, например, COLOR 14,1 задаст цветовой режим: желтые символы по голубому фону. Полезно записать номера цветов.

0 – черный

1 – голубой

2 – зеленый

3 – бирюзовый

4 – красный

5 – розовый

6 – коричневый

7 – белый

8 – серый

9 – ярко голубой

10 – ярко-зеленый

11 – ярко-бирюзовый

12 – ярко-красный

13 – ярко-розовый

14 – желтый

15 – ярко-белый

   

Вы самостоятельно определяйте режим, в котором будут работать Ваши программы.

Очистка экрана – оператор CLS – очищает экран.

Таким образом, каждую программу на QB рекомендуется начинать примерно так:

SCREEN 9: COLOR 14,1: CLS

Давайте в начале программы набирать строку:

RANDOMIZE TIMER: pi = 4*ATN(1)

Ее смысл будет понятен на последующих занятиях.

Это начало всех наших программ:

SCREEN 9: COLOR 14,1: CLS

RANDOMIZE TIMER: pi = 4*ATN(1)

Далее в приводимых для примера программах вместо этих строк мы будем писать:

***************Программа 12,2*****************************,

что означает – первый индекс – номер занятия, второй – номер программы.

Освойте следующие операции.

Запуск и останов программ на QB.

Два способа запуска: 1) через верхнее меню: в верхнем меню выбрать “запуск” и два раза нажать Enter;

2) сочетание клавиш Shift F5. Обратите внимание, именно с клавишей Shift, а не просто F5.

Прекращение выполнения программы производится программно (операторы END и STOP) – это Вы освоите на последующих занятиях и установите в их работе отличие. И т.н. “аварийный останов” - сочетание клавиш Ctrl Scroll Look. (Запомнить!)

Информатика различает три вида констант: целые, действительные (вещественные) и символьные. Программы же оперируют с ПЕРЕМЕННЫМИ, которым присваиваются значения. Особое внимание – именам переменных.

Имена переменных могут содержать латинские буквы и цифры, но обязательно имя начинается с буквы: a, m, aaa, b123, p3a и не содержать никаких символов: ().*,, :;? и т.д. Например, a, sss, k12, ylia, andrey, min, f567 z$, p33$ rt$ и т.д т.д. – это имена переменных. Но именами переменных не могут быть такие обозначения как: 1a, a*a, m?n и т.д. Символьные переменные должны иметь в конце записи символ $, например: a$, b22$, aaa$ и т.д.

Присвоение значений переменным.

В QB используют три способа присвоения значений переменным. 1.Оператор LET . Присваивает переменной конкретное действительное или символьное значение. Его форматы.

LET a = 3.567: b = -.238: c = 12: ‘***это означает, что переменные a, b и с получили действительные значения.

В QB собственно LET можно не вносить в программу, этот оператор воспринимается, как говорят программисты “по умолчанию”, в отличие от других версий бейсика.

a1 = -23.45

aa = -8.5

b = 1.48E-6: ‘**это означает, что переменная b = 1.48*10-6 , обратите на это внимание и не ошибайтесь!

m$ = “Маша” : t$ = “QB”: ‘***Так присваивают значения этим оператором символьным переменным

Обратите внимание на то, что знакомый нам знак “ = ” в программировании чаще будем называть “присвоить значение”.

Примеры ошибочного применения оператора LET.

a = “Миша”: r$ = 1: u = “НХК”

Не следует думать, что справа от знака равенства может быть действительное число или символьная переменная в кавычках. Если, например, переменные a и b имеют какие-либо значения, то строка

c = a + b присвоит переменной с значение их суммы.

2.Оператор INPUT присваивает значения переменным в следующих форматах:

INPUT a:’**при работе программы на этой строке программа высвечивает знак “?”, что означает приглашение пользователю набрать действительное значение и нажать Enter. Чтобы пользователь и сам программист знали, что же запрашивает программа, то всегда используйте следующий формат:

INPUT “Введите значение коэффициента к”;k

Обратите внимание, что в кавычках можно использовать любые буквы и символы, кроме самих кавычек, но вне кавычек только латинские.

Одним оператором можно присваивать значения нескольким переменным.

INPUT “Введите коэффициенты квадратного уравнения а, в, с”; a,b,c

Вы должны через запятую набрать три действительных числа и лишь затем нажать Enter. Не ошибайтесь!

INPUT “Введите Ваши имя, фамилию”; r$, f$:’**Наберем Миша, Иванов и Enter. Символьным переменным будут присвоены значения.

Ошибочное использование оператора INPUT, проанализируйте почему.

INPUT “Введите название Вашей группы”; s:’**Вы ввели ЭВМ-11 и получили сообщение об ошибке!

INPUT “Введите температуру воздуха”;r,t,u

Операторы READ – DATA.

О присвоении действительных значений.

DATA 3,5.67,8.9,-5.2

READ p, q, m, n

Это означает, что переменные, перечисленные в операторе READ, получат следующие значения: p = 3 q = 5.67 m = 8.9 n = -5.2

Операторы DATA-READ могут быть помещены в любых частях программы: они “найдут друг друга” и между ними могут располагаться какие угодно строки, не содержащие переменных из READ.

Испытайте самостоятельно, что будет, если в READ имен переменных больше, чем значений в DATA, а если иначе?

Аналогично присваиваются символьные значения.

DATA Юля, Маша, Оля

READ a1$, a2$, a3$

Если убрать знак $ хотя бы в одной переменной получим сообщение об ошибке.

Настоятельно рекомендуется работать в режиме строчных латинских букв, это будет в дальнейшем Вами оценено!

Научились присваивать переменным значения, а как убедиться, что такое присвоение состоялось? Знакомимся с самым популярным оператором языка.

Оператор вывода PRINT.

Никогда не набирайте эти 5 букв, QB сам превращает ? в PRINT.

Его форматы:

PRINT “Я, Иванов Игорь приступаю к изучению QB”:’**Это просто сообщение, выводимое на экран.

PRINT a:’*****будет выведено на печать значение переменной a

PRINT”Получите решение уравнения”;x:’**Комментарий и значение переменной х

PRINT”Получите корни квадратного уравнения”;x1,x2

PRINT “ t = ”; t

PRINT a;b;c PRINT a,b,c Выясните самостоятельно отличие этих двух конструкций.

Постоянные “спутники” оператора PRINT оператор LOCATE m,n и функция TAB (n). Рассмотрим их.

Оператор LOCATE m,n устанавливает курсор в позицию m,n, т.е. на m-ую строку и n-ый столбец. Вспомните экранные режимы, в частности, SCREEN 9 и определите какие значения Вы можете придавать m и n.

Если не использовать оператор LOCATE m,n, то информация, выводимая и запрашиваемая оператором INPUT и выводимая оператором PRINT, будет размещаться в левом верхнем углу экрана с 1- го столбца. Пусть Ваши программы будут хорошо оформленными, используйте такие, например, конструкции.

LOCATE 10,35: INPUT”Введите а”;a

LOCATE 12,36: PRINT”Получите определитель”;d

LOCATE 20,40: PRINT “Тебя зовут”; t$

Функция TAB (n) Конструкция PRINT TAB(20)”НХК” выведет на экран сообщение с 20 – го столбца, а конструкция PRINT TAB(15)”a =”;a выведет сообщение чему равна переменная а с 15-го столбца.

Заметим, что аргументы LOCATE пишут без скобок через запятую, аргумент TAB – в скобках.

В заключение занятия – несколько “живых” программок.

2.1.Предложите пользователю ввести два числа и выведите на экран их сумму, среднее арифметическое и произведение.

***************Программа 2,1*****************************

INPUT”Введите два числа”;a,b

s = a + b: sa = (a + b)/2: p = a*b

LOCATE 8,20: PRINT”Получите их сумму”;s

PRINT TAB(20) ”Получите их среднее арифметическое”;sa

LOCATE 13,20: PRINT”Получите их произведение”;p

END:’***Это оператор окончания программы*******

Впрочем, отдельно можно было не вычислять значения переменных s, sa, p, если их значения не используются далее в программе, их вычисления организовать в операторе PRINT.

***************Программа 2,1*****************************

INPUT”Введите два числа”;a,b

LOCATE 8,20: PRINT”Получите их сумму”; a + b

PRINT TAB(20) ”Получите их среднее арифметическое”;(a + b)/2

LOCATE 13,20: PRINT”Получите их произведение”; a*b

2.2.Составьте программу, которая бы запрашивала имя пользователя, а затем здоровалась с ним.

***************Программа 2,2*****************************

LOCATE 6,20:INPUT”Введите Ваше имя”;a$

LOCATE 8,20: PRINT”Здравствуйте ”; a$

Попытайтесь составить простые программы для закрепления полученных знаний и умений. Программы, в которых присваиваются значения переменным, проводятся вычисления по известным формулам и выводятся результаты вычислений, называют программами линейных структур. Они самые простые.

2.3.Два вектора заданы своими координатами. Найти их скалярное произведение.

2.4.Вычислить определитель второго порядка. Используйте для ввода значений элементов определителя операторы READ-DATA.

2.5.Два сопротивления соединены последовательно (параллельно). Найдите их общее сопротивление.

2.6.Вычислить площадь поверхности и объем цилиндра. Известны радиус и высота цилиндра.

2.7.На экзамене “а” студентов получили пятерки, “b” -4, и “с” получили тройки. Вычислите средний балл.

2.8. Сколько рулонов обоев необходимо купить, чтобы оклеить комнату длиной a м, шириной b м, высотой h м. Ширина рулона обоев 53 см, длина в рулоне 10 м. На окна и двери приходится 18% площади стен, в отходы – 5% площади обоев.

2.9.Покупатель приобрел n штучного товара по цене с. Поблагодарите за покупку и сообщите ему сколько он должен уплатить.

2.10.Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен r1, а внешний r2.

Эти простые задачи примите в качестве домашнего задания. А также отрабатывайте навыки быстрого и безошибочного набора букв и символов и подготовьте набор формул из различных областей знаний для их последующего переложения на QB.

Что нового Вы узнали и чему научились?

к оглавлению

Знаете ли Вы, что карты класс-ответственность-кооперация, Class-responsibility-collaboration - карты класс-ответственность-кооперация - это методология объектно-ориентированного проектирования, предназначенная для описания классов и оперирующая понятиями:
- ответственность - суть - высокоуровневое описание функций, которые выполняет класс;
- кооперация - суть - ссылка на другие классы, с которыми необходимо кооперироваться для реализации функций.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution