Оглавление   Ударный метаморфизм   Архитектоника Земли   Е.В. Дмитриев   Б. И. Каторгин  

Книга 1. Ядерные испытания в Арктике

Том II. Арктический ядерный полигон

Посвящается 50-летию создания испытательного полигона на Новой Земле.
под общей редакцией научного руководителя РФЯЦ ВНИИЭФ академика РАН В.Н. Михайлова
Институт стратегической стабильности Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом).
Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

© Институт стратегической стабильности, 2004 г.
Запрещается любым способом воспроизводить, передавать, распространять или использовать в коммерческих целях настоящую публикацию.

ЧАСТЬ 2. ВОСПОМИНАНИЯ НОВОЗЕМЕЛЬЦЕВ

АДУШКИН В.В., АХАПКИН В.П., БАРКОВСКИЙ Е.Н., ГАЛСТЯН И.А., ГАРНОВ В.В., ГОЛЛЕР Е.Э., ГОРНОВ В.В., ГОРБЕНКО Б.З., ГУСЬКОВА А.К., ЗОЛОТУХИН Г.Е., КАТРАНОВ Ю.С., КАТРАНОВА Г.И., КАУРОВ Г.А., КИСЕЛЕВ В.М., КОВАЛЮКОВ А.К., КУДРЯВЦЕВ Г.Г., ЛОМОВЦЕВ Е.М., ЛЕПСКИЙ В.И., МИХАЙЛОВ В.Н., МАТУЩЕНКО А.М., МОРОЗОВ Ю.М., НАДЕЖИНА Н.М., ОВСЯННИКОВ Г.А., ПАСЕЦКИЙ В.М., РАЗОРЕНОВ А.А., СЕРГЕЕВ Н.Д., СМИРНОВ Ю.Н., ТИМОФЕЕВ В.А., ТРУТНЕВ Ю.А., УСПЕНСКИЙ С.М., ХАХИН Г.В., ХРИСТОФОРОВ Б.Д., ЦАУБУЛИН В.А., ЦЫКАНОВСКИЙ В.И., ЧУМАЧЕНКО Г.С., ШИТИКОВ Е.А

НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ

капитан I ранга Е.М. Ломовцев

I .

После успешного испытания сверхмощного термоядерного заряда “Иван” высказывалось мнение, что взрыв нескольких таких зарядов вблизи американского материка может образовать такие поверхностные волны, которые вызовут затопление значительной части прибрежной полосы США и нанесут ущерб, сравнимый с ущербом от волн цунами. Хрущев Н.С. поручил военным научным организациям и Академии наук изучить эту проблему. Работу по этой теме назвали “Лавина”.

Было решено провести модельные испытания с использованием тротиловых зарядов весом до десяти тонн летом 1964 года. Местом проведения испытаний была выбрана северная часть залива “Белушье” на Новой Земле, где были достаточные глубины и пологий берег. Подготовка шла полным ходом, когда представители Северного Флота сообщили, что не смогут выделить плавучий кран для обеспечения установки зарядов в связи с его аварийным состоянием. Проведение испытаний оказалось под угрозой срыва.

Вскоре я заступил дежурным по караулам и в одном из складов обнаружил много пустых двухсотлитровых бочек. У меня родилась мысль сделать из бочек понтоны, из которых собрать плот. На нем установить ящик с зарядом, который собрать на плоту. Между плотом и ящиком с зарядом установить слип, состоящий из двух пар брусьев, одна из которых крепится к днищу ящика, а вторая – к плоту. Между брусьями заложить пушечное сало. Предусмотреть затопление крайнего понтона для образования крена плота и схода ящика с зарядом по слипу в воду. Чтобы ящик с зарядом не съехал в сторону, по сторонам слипа устанавливаются направляющие. Для установки ящика с зарядом на заданной глубине предусматривались буй и якорь. По расчетам ящик с зарядом должен иметь небольшую отрицательную плавучесть и зависнуть на буе. Якорь необходим был для удержания заряда на месте.

Подготовив эскизы плота, я показал их начальнику отдела А.Р. Миропольцеву. Идея ему понравилась. Доклад пошел дальше по команде. Вскоре мне было приказано готовить рабочую документацию. Через шесть месяцев плот был построен силами судоремонтной мастерской, спущен на воду и отбуксирован катером к причалу склада ВВ, находившемуся на девятом километре реки Юнка.

Поступила команда готовить заряд. Ящик для заряда был установлен на слип и закреплен по-походному. Укладка ВВ производилась вручную. Руководил работой майор Шарапов, прошедший всю войну сапером. На случай непредвиденно долгого нахождения заряда в воде тротил укладывали в оболочку метеозонда. После укладки оболочка завязывалась, обеспечивая необходимую герметичность. Установили буй и якорь, соединив их тросами соответственно с верхним и нижним рымами на ящике.

По рации я доложил руководителю работ А.Р. Миропольцеву о готовности плота к буксировке на место проведения испытания. Выслушав меня, он рассказал, что прилетел Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, который сам будет наблюдать за проведением опыта. Подрыв заряда переносится на 13 часов следующего дня.

Необходимо было еще раз проверить готовность к опыту всего комплекса. У меня были сомнения в отношении веса ящика с зарядом. При весе тротила 10 тонн и смешанной конструкции ящика, который был изготовлен из стального уголка и обшит досками, в расчет общего веса вполне могла вкрасться ошибка. Главное, чтобы заряд не утонул. Поэтому буй изготовили из трех 200-литровых бочек.

На следующий день в 10 часов катер начал буксировку. Предварительных испытаний постановки заряда не проводилось. Плот глубоко сидел в воде. По заливу шли небольшие волны, которые перекатывались через понтоны. Нервы у всех были на пределе. Наконец, благополучно дошли до точки постановки. Доложил руководителю работ о готовности к постановке. Получил “добро”. На шлюпке с матросами подошли к плоту. Они сняли стопора походного крепления. Я открыл клапаны заполнения крайнего понтона. И мы все на шлюпке вернулись на катер.

Плот медленно кренился. При крене порядка восьми градусов набежавшая волна качнула плот, ящик с зарядом плавно сошел в воду и исчез. Через некоторое время буй всплыл. Я доложил А.Р. Миропольцеву о готовности. Шарапов на шлюпке пошел к берегу. Там шла суета среди измерителей. При таком беспорядке Шарапов категорически отказался подсоединять кабель подрыва. А.Р. Миропольцев приказал всем покинуть берег и отойти от жгутов кабелей. В рабочем состоянии находилась киноаппаратура на вышках, которая должна была зафиксировать проход поверхностной волны по лоткам. Шарапов на шлюпке подошел к бую, куда были выведены провода от детонатора заряда, подсоединил их к кабелям подрыва. Шлюпка вернулась на берег, где кабели подсоединили к пульту управления подрывом.

В двенадцать часов пятьдесят минут на мостик плавбазы “Эмба” поднялись Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков и заместитель начальника полигона по научной части В.В. Рахманов. Рахманов коротко доложил цели и программу опыта. Точкой к докладу послужил гул взрыва.

Внешне развитие взрыва было необычайно красиво. Над эпицентром взрыва образовался купол из воды. Из купола вертикально вверх вырвался светлый султан, на вершине которого стало образовываться грибовидное облако. У основания купола из воды образовалась базисная волна и к берегу пошла поверхностная волна.

Главнокомандующему ВМФ очень понравился короткий и четкий доклад и организация работ по проведению опыта. В этот приезд он выделил деньги на строительство на полигоне спортивного комплекса.

Всего по этой программе испытаний было проведено восемь опытов.

Модельные испытания не подтвердили возможность создания разрушающих волн типа цунами с помощью подводных взрывов. Следовало предположить, что волны цунами образуются при действии взрывов вулканического происхождения и подъеме больших масс грунта и воды в глубинах морей и океанов.

II .

В сентябре 1973 года было проведено самое мощное групповое испытание ядерных зарядов в штольне. Для обеспечения необходимой глубины заложения наиболее мощного заряда мегатонного класса, обеспечивающей безопасное проведение взрыва, в штольне был дополнительно пройден вертикально вниз штрек. Такое проектное решение применялось впервые. В то время я работал старшим научным сотрудником второго отдела научно-испытательной части (НИЧ) полигона. Проведя расчеты на механическое воздействие взрывов на горный массив, я пришел к выводу, что расстояние от наиболее мощного заряда, размещенного в штреке, примерно равноудалено от поверхности склона горы. Его мощность, плюс мощность зарядов, размещенных по штольне, совместно при взрыве могут вызвать откольные явления по всему склону горы и сход больших лавин, в том числе в сторону приустьевой площадки. А там находился поселок шахтеров и планировалась установка измерительных фургонов.

Все это я изложил в докладе, который обсуждался на техническом совете НИЧ полигона, был одобрен и отправлен в Москву, в шестое управление ВМФ. Шло время, а ответа из управления не приходило. Приустьевую площадку подготовили по проекту. Второй отдел НИЧ поставил свои фургоны на холмике в двух километрах от устья штольни.

Опыт прошел. Поступило сообщение, что можно ехать на съем информации с результатами измерений. Перед нами открылась картина сильных разрушений. Лавина камней, сошедшая с гор, накрыла домики горняков и приборные фургоны, стоявшие на приустьевой площадке. Отдельные крупные фургоны откатило с мест их штатной установки. Речку Журавлевку, протекавшую в распадке между горами, перекрыло сошедшей лавиной. Отдельные глыбы сошедшей породы достигали высоты двухэтажного дома. Лавина дошла до холмика, на котором стояли аппаратурные комплексы второго отдела НИЧ, и остановилась. Информация по методике грунтового шара и сейсмическим измерениям была получена по всем изделиям этого эксперимента. Из фургонов, которые вынесло лавиной со своих мест, также получили информацию.

Вскоре в районе штольни стала ухудшаться радиационная обстановка и участники группы первого броска вынуждены были вернуться на командный пункт.

Государственная комиссия, заслушав сообщения ответственных за измерения, приняла решение, что полученные материалы испытаний дают возможность сделать заключение об успешном проведении опыта. Цель испытаний была достигнута, о чем сразу же было сообщено в Москву.

Впоследствии председатель Госкомиссии провел разбор происшедшего, заслушал специалистов, в том числе и НИЧ полигона, по прогнозу механического воздействия подземного взрыва на горный массив. Он убедился, что по расчетам специалистов НИЧ полигона предполагалась возможность схода лавин и предлагалось перенести место приустьевой площадки на большее расстояние. Однако, как частенько случалось, к мнению специалистов не прислушались. В этой ситуации председатель Госкомиссии выразил свое мнение – нужно проявлять больше активности в борьбе за отстаивание своей позиции.

Оглавление   Ударный метаморфизм   Архитектоника Земли   Е.В. Дмитриев   Б. И. Каторгин  

Знаете ли Вы, в чем фокус эксперимента Майкельсона?

Эксперимент А. Майкельсона, Майкельсона - Морли - действительно является цирковым фокусом, загипнотизировавшим физиков на 120 лет.

Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.

В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.

Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution